Никогда не отмахивайтесь от жалоб ребёнка. Помните, что при больших проблемах у маленького школьника могут возникнуть большие проблемы и во взаимоотношениях внутри семьи. Глубоко обиженный малыш, естественно, ждёт поддержки от родного человека. Не отталкивайте его, постарайтесь понять, что случилось. Стремясь понять переживания и слёзы своего дитя, вы способствуете созданию более доверительных и добрых отношений между вами. Вообще, зарождается очень важный регулятор поведения — самооценка. От того, как будет складываться отношение ребёнка к себе, зависят его общение с окружающими, реакция на успехи и неудачи, дальнейшее развитие личности. В этот период самооценка ребёнка во многом определяется тем, как его оценивают взрослые. Узнав, что ребёнка обижают, прежде всего, выясните, что случилось. Выслушайте его до конца, не перебивая. Затем попытайтесь школьника успокоить. Объясните ему, что всё можно изменить, люди взрослеют, становятся умнее, терпимее. Постарайтесь вместе с ребёнком понять, почему тот или иной человек так поступил, научите его правилу: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы к тебе относились другие».
По мнению известного французского психолога Ж. Пиаже, с семилетнего возраста ребёнок становится способным к сотрудничеству с другими людьми. Он уже может руководствоваться не только собственными желаниями, мнениями, но и понять точку зрения другого человека. Обычно в этот период ребёнок уже способен анализировать ситуацию, перед тем, как действовать.
Попробуйте объяснить ему, что другие испытывают такие же чувства, как и они. Ребёнок живёт не на необитаемом острове. Для развития ему необходимо общаться с другими детьми. Нужно уметь сравнивать свои силы и способности с результатами других. Надо проявлять инициативу, договариваться, находить выход из неприятной ситуации, действовать. Помогите своему ребёнку найти общий язык со сверстниками, организуйте совместные прогулки, экскурсии и игры.